🇹🇯 Нюша – первая собака в ЦА, обученная работе с особенными детьми

от aifstan.info

Для некоторых людей она — не просто домашний питомец, а единственный канал общения с окружающим миром.

В Душанбе живёт собака по кличке Нюша, взятая из приюта. Сегодня она не только полноценный член семьи, но и первая — и пока единственная — собака в Таджикистане, прошедшая обучение для работы с детьми с особенностями развития, включая аутизм, ДЦП, синдром Дауна и другие состояния, рассказывает asiaplustj.info.

Практика целенаправленной пет-терапии (анималотерапии) широко распространена в развитых странах. Там действуют специализированные центры, где реабилитологи работают в тандеме с обученными животными — собаками, кошками, лошадьми и дельфинами.

Анималотерапия не заменяет медицинское лечение, но может значительно улучшить эмоциональное и психическое состояние детей с инвалидностью, нарушениями развития, последствиями психологических травм и хроническим стрессом. Метод особенно эффективен при трудностях в поведении, коммуникации и саморегуляции.

Терапевтические преимущества лечения с помощью животных в 1960-х годах случайно открыл американский детский психиатр Борис Майер Левинсон, заметив положительную реакцию пациентов на собаку в приёмной во время сеанса. Именно он придумал термин «пет-терапия», хотя первые попытки применения животных были зафиксированы ещё в XVIII веке.

В Таджикистане пет-терапии пока нет, но есть особенная собака Нюша для особенных детей. По словам её хозяйки Елены, многие родители поначалу не верят в её способности, но, отмечая положительные результаты, приходят снова и приводят других.

Нюша. Предоставленное фото

Как Нюша обрела семью

Животные в доме Елены Максиной были всегда, несмотря на выраженную аллергию – просто в семье их любили, а организм со временем привык. В основном это были спасённые кошки и собаки.

В юности она увлеклась кинологией и обучилась дрессировке – это стало не работой, а любимым хобби. А когда она вышла замуж и родила детей, о собаке в квартире не могло быть и речи. Но в 2020 году в её жизни неожиданно появилась Нюша.

Елена увидела её маленьким щенком, оказавшимся в приюте Бустона (Чкаловска), когда гостила неподалёку у родственников. Сначала она просто вызвалась отвезти её в Душанбе для пристройства. Но младшая дочь, мечтавшая о собаке, решила, что, раз щенка привезли домой, значит, он принадлежит ей.

«Самина постоянно возилась с собачкой, и отнять её было бы большим предательством. Так в нашей большой семье появилась Нюша, и моей задачей было воспитать безопасную и дружелюбную собаку для детей. Поэтому я активно её дрессировала с первых дней», – рассказывает Елена.

Нюша в приюте. Предоставленное фото

Особенность подготовки Нюши заключается в том, что она умеет сдерживать естественные для собаки реакции: не прыгает, не лает, не облизывается, не делает резких движений и не проявляет избыточной активности. А такие нюансы крайне важны в работе с детьми, особенно с теми, кто может испугаться или отреагировать болезненно на громкие звуки и внезапные действия.

Нюша выполняет свою работу аккуратно, с тонким пониманием границ ребёнка, с уважением и чуткостью, поражающими даже специалистов.

Как Нюша стала уникальной собакой

Нюша росла среди детей разного возраста и изначально воспитывалась как собака-компаньон. Затем Елена случайно узнала о пет-терапии, стала изучать материалы по теме и прошла онлайн-курс специальной дрессировки у реабилитолога из США. Обучила Нюшу, которая на тот момент уже знала общие команды и умела выполнять трюки.

К слову, она изначально обладала хорошими данными – вероятно, потому что является помесью двух охотничьих пород, хорошо поддающихся дрессировке.

Во время дрессировки. Предоставленное фото

«Однажды во время прогулки к Нюше с громким криком подбежал особенный мальчик, крепко обнял её и долго сидел, прижавшись. Это была её первая встреча с таким ребёнком, и она отреагировала спокойно. Оказывается, в России он занимался с собакой в реабилитационном центре, поэтому так бурно отреагировал. Их встречи стали повторяться ежедневно – мальчик угадывал время и ждал нас на месте.

Сначала его мать не одобряла их общение, но, заметив, что после этого он становится спокойнее, сама с нетерпением ждала «сеанса»», – вспоминает Елена.

У детей с аутизмом часто бывают эмоциональные всплески – так они избавляются от негативных эмоций, которые не умеют контролировать. Нюша хорошо чувствует их приближение и замирает.

«А вот детки с синдромом Дауна, напротив, очень мягкие по характеру и проявляют к Нюше много нежности, – рассказывает Елена. – Дети с ДЦП тоже другие, и собака общается с ними иначе. У них проблемы с мелкой моторикой, поэтому они не гладят и не треплют Нюшу, но могут громко кричать. С такими детьми у неё устанавливается зрительный контакт».

Постепенно о Нюше стали узнавать родители других особенных детей, и теперь у неё много друзей.

«Во время сеансов главное – выдержать слишком крепкие объятия, грубые ласки или громкие крики, которые не редкость. Поэтому работать с особенными детьми может только специально обученная и подготовленная собака, а любая резкая реакция с её стороны может их напугать», – говорит Елена.

Предоставленное фото

Общение с ней улучшает эмоциональное состояние детей, а, бросая ей мячик или играя в ладушки, они развивают мелкую моторику и чувство доверия. Ведь правильно обученная собака подсознательно воспринимается как надёжный защитник.

Собака никогда не работает одна – рядом с ней всегда наставник. Это специально обученный проводник и тренер, который несёт ответственность за безопасность и эффективность взаимодействия с ней детей.Это принципиальный и обязательный аспект анималотерапии: собака должна быть полностью контролируемой и предсказуемой, ведь речь идёт о работе с особенными детьми.

У Нюши есть своя страничка в Instagram, где Елена регулярно делится кадрами из её жизни и фрагментами занятий с детьми. Она стремится показать обществу, что животные могут быть не просто домашними питомцами, но и настоящими помощниками и верными друзьями.

Не менее важно прививать детям любовь к животным. Поэтому весной Нюша и Елена посещали частный детский сад, где провели урок добра, а недавно побывали в Центре развития для детей с синдромом Дауна «Назари дигар» в Худжанде, где провели свой первый терапевтический сеанс.

История Нюши и Елены – вдохновляющий пример того, как любовь и внимание могут сделать из бездомного щенка не только члена семьи, но и животное, способное помогать тем, кто в этом нуждается. Их совместная работа может изменить отношение общества к животным и стать идеей для стартапа по созданию первого центра анималотерапии в Таджикистане.

Вам также может понравиться

Оставить комментарий