Главная страница » 🇰🇿 Все во имя иностранного инвестора, все для его блага

🇰🇿 Все во имя иностранного инвестора, все для его блага

от aifstan.info

Международные контракты по добыче редкоземельных металлов по-прежнему строятся по колониальной модели.

Начало:

1. Страны ЦентрАзии втягивают в Большую игру вокруг критически важных ресурсов

Продолжение:

2. Великий сырьевой путь Казахстана

3. Все во имя иностранного инвестора, все для его блага

4. Великий сырьевой путь. Узбекистан: с места в карьер!

5. Великий сырьевой путь. «Это наша добыча!»

В результате неизлечимой депрессии в отрасли, правительственный «Комплексный план развития» фактически оказался нацелен на привлечение зарубежных инвесторов. При этом самому Казахстану в этом плане отводится прежняя роль поставщика сырья, а не готовой продукции.

Попытки сыграть более важную роль, к сожалению, быстро провалились.  Например, уже упомянутое АО «Национальное геологическая служба» должно была создать Цифровую геологическую карту Казахстана.  Разработать ее собственными силами оказалось затруднительным, поэтому, в 2024 году к работам привлекли Британскую геологическую службу, которую снабдили всеми имеющимися данными, начиная еще с наработок геологов времен СССР. Не нужно быть Джеймсом Бондом, чтобы понять — вопрос о строжайшей секретности данных по актуальной геологической информации, здесь, плавно отошел на второй план.

По оптимистическим сценариям от британцев, они помогут создать Цифровую геологическую карту РК уже в первом полугодии 2025 года.

Что же до конкретной разведки, то этим, в частности займется Американская геологическая служба (USGS) и другие зарубежные геологоразведочные компании (как сообщил в декабре 24 года председатель правления АО «НГС» Ерлан Галиев, уже подписано 15 соглашений о сотрудничестве с зарубежными геологическими службами и крупными международными компаниями).

По предложению Бюро энергоресурсов Госдепа США, совместно с НК «Таукен-Самрук» заключен договор по сотрудничеству в сфере изучения ресурсов лития в регионе Аральского моря и намечено проведение геохимических изысканий редких металлов в Калба-Нарымском поясе. При этом, все необходимое финансирование выделит американская сторона…

То же самое, происходит и с добычей.

Например, летом 2024 года, было создано совместное предприятие АО «Казгеология» и американской инвесткомпанией в области редкоземельных металлов Cove Capital LLC для разведки перспективного участка в Костанайской области. В этом совместном предприятии Cove Capital принадлежит 75%, а «Казгеологии» 25%. 

Согласно условиям работы зарубежного инвестора, разведка проводится с целью уточненной оценки запасов полезных ископаемых, то есть, на участках, где они уже подтверждены.  После корректировки данных, начнется собственно разработка, причем самими американцами и с американским же финансированием. При этом, предприятие официально считается казахстанским…

Нечто подобное произошло и с крупнейшими казахстанскими месторождениями вольфрама Верхне Кайрактинское и Северный Катпар, расположенными в Карагандинской области. Первое по приблизительным оценкам может вообще войти в тройку крупнейших вольфрамовых месторождений мира с запасом в 1,3 миллиона тонн сырья.

Сначала, за разработку месторождений бодро взялось АО «Тау-Кен Самрук», но потом вдруг выяснилось, что у Казахстана нет технологий «адекватных специфике месторождения» и для дальнейшей работы пришлось пригласить китайскую компанию Xiamen Tungsten Co., Ltd.

Она и построит у месторождений, расположенных в 30 километрах друг от друга два горно-обогатительных комбината и перерабатывающий завод. Там будет производится полуфабрикат, который затем отправится в Китай для окончательной доработки.

Судя по всему, по этому же принципу, будет работать и вольфрамовый обогатительный комбинат в Алматинской области, который, вроде как принадлежит казахстанской фирме ТОО «Жетысу Вольфрам», однако, уже ее непосредственным владельцем, является китайская компания Jiaxing International Resources Investment LTD.

Весной прошлого года, стало известно, что корейские геологи (KIGAM) обнаружили на востоке Казахстана крупное месторождение лития, с оцениваемыми запасами в $15,7 млрд. Приступить к добыче редкоземельного металла планируют в 2025 году силами корейских компаний. При этом, любые подробности по поводу раздела продукции заранее объявлены правительством строго конфиденциальной информацией.

Кстати, тема казахстанского лития, сама по себе достаточно интересна, ведь литиевый потенциал РК в настоящее время практически не исследован и лишь приблизительно оценивается в вариантах от 50 до 100 тысяч тонн (для сравнения, объем мировой добычи лития составляет примерно 180 тысяч тонн в год).

Основные перспективные площади находятся в ВКО, ожидается открытие новых участков, в частности у солончаков бассейна Аральского моря и в Прикаспийской низменности.

Неудивительно, что на раздел «литиевого пирога» устремились сразу несколько стран — Корея, Китай, Британия, Германия, США.

В апреле прошлого года, о своей возможности участия в проектах по разведке, добычи и переработке лития заявила «Zhicun Lithium Group» — одна из крупнейших китайских компаний, специализирующихся на полном цикле литиевого производства и занимающая 15% китайского рынка по производству карбоната лития.

Так же, в апреле 2024 года, стало известно о том, что на участке Калба Юго-Западная в Уланском районе Восточно-Казахстанской области (площадь участка 51,3 кв. км) будет искать литий компания «Рио Тинто Эксплорэйшн Казахстан» (входит в структуру австралийско-британской горнорудной компании Rio Tinto, имеющей несколько неоднозначную репутацию в мире и ставшую причиной массовых протестов в Сербии в период 2021-2024 годов из-за обвинений в нарушении экологических норм и загрязнении водоемов).

В Казахстане, компания получила лицензию на право проведения работ до 2029 года.

В середине 2023 года, стало известно о соглашении по разведке, добыче и переработке редкометалльных руд (в первую очередь литиевых) с немецкими компаниями «Creada Corporation» (изначально это было СП, но потом немцы выкупили долю Казахстана, и фирма стала полностью германской) и HMS Bergbau AG. Стоимость проекта $200 млн, география реализации — Уланский и Кокпектинский районы ВКО.

При удачных результатах разведки, немцы смогут начать добычу инвестировав в производство еще $600 млн.

Любопытно, что лет пять тому назад, эти участки планировало разрабатывать АО «Казгеология», но впоследствии, как сообщали СМИ, проект был заморожен из-за близости месторождения к населенным пунктам и потенциального негативного экологического воздействия. Судя по всему, немцам, беззаветно чтущим зеленую и экологическую повестку, данную проблему удалось решить.

Подобные примеры «разностороннего международного сотрудничества в Казахстане», можно приводить практически по всем видам РМ и РЗМ.

То ли еще будет…

В ходе прошедшего в Астане, в апреле 2024 года международного геологического форума «Майнекс Казахстан 2024», главный ресурсный геолог международной конслалтинговой фирмы SRK Consulting Робин Симпсон в докладе «Коммерчески жизнеспособные проекты по добыче критического сырья в Казахстане» сообщил, что по прогнозным данным, в РК может насчитываться порядка 35 никелевых месторождений, что ставит республику на 27-е место в мире по запасам никельсодержащих руд.

Еще 50 районов считаются высокоперспективными. Также, Робин Симсон заявил, что Казахстан является следующим после Китая в добыче титана (11% от мировой добычи), хрома и вольфрама (второе место в мире по переработке).  Основные запасы еще неразработанных хромитов сосредоточены в Актюбинской области, а также в Костанае и Восточном Казахстане.

На 29 казахстанских объектах уже разведан титан и 35 рудопроявлений кажутся геологам многообещающими. Что же до ресурсов по РМ и РЗМ, то по оценкам Всемирного банка, в республике имеется около пяти тысяч неразведанных редкометалльных месторождений стоимостью более $46 трлн.

Согласно данным аналитиков Международного финансового центра «Астана» (AIFC), 70% резервов РЗМ сосредоточено в Мангистауской области.

В Западном Казахстане числятся такие месторождения, как Кызылсай, Томак, Борсыксай, Меловое. В Центральном Казахстане — Куйректыколь, Каратас-4, Шубарколь, Жиланшик, в Южном Казахстане- Курумсак, Каратау, Мынкудук, Мойынкум.  На территории СКО, расположены месторождения Красномайское, Обуховское, Горьковское, Тобольское.  В Восточном Казахстане, отмечены месторождения- Аршалы, Юбилейное. И практически все они еще ждут своих исследователей и разработчиков.

Некоторый масштаб деятельности в этом направлении, в прошлом году попытались наметить для себя британцы. Так, в марте 2024 года, вице-министр промышленности и строительства РК Иран Шархан и министр промышленности и экономической безопасности Великобритании Нусрат Гани подписали в Лондоне Дорожную карту сотрудничества в области критических минералов, которая стала практическим воплощением Меморандума о взаимопонимании о стратегическом партнерстве в области критических минералов.

Как отметил в своем заявлении Иран Шархан, получая права на разработку месторождения в Казахстане, британские партнеры должны взять на себя обязательства по созданию новых производств, а также сосредоточится на привлечении инвестиций в геологоразведку и технологии. При этом, подробности документа не разглашались и сразу было заявлено о его закрытом характере.

Активизировались и французские компании. Здесь, отправной точкой стало подписание в ноябре 2023 года совместной декларации между Казахстаном и Францией о намерениях по сотрудничеству по стратегическим минералам. После этого, в республику были приглашены спецы из французской геологической службы (BRGM) для оказания услуг в области технологии разведки месторождений редких металлов.

Партнерство с ЕС по критическому сырью стало одним из важнейших направлений в работе саммита «Центральная Азия –Европейский Союз»,  прошедшего в Самарканде с 3-по 5 апреля текущего года.

В марте, эту же тему поднимали во время своих визитов в Казахстан вице-президент Еврокомиссии Кая Каллас и еврокомиссар Йозеф Сикела.

Похоже, Евросоюз пытается максимально отодвинуть с казахстанского направления Китай. При этом, США явно намерены ограничить возможное влияние ЕС по части разведки и разработки казахских недр, про неприязнь американцев к китайским конкурентам можно даже не говорить.

Впрочем, на саму суть «вывозной экономики», на которую в настоящее ориентирован казахстанский сектор критического сырья это уже никак не влияет…

P.S Как сообщила пресс-служба правительства РК, 31 марта премьер-министр Олжас Бектенов провел совещание по вопросам развития геологии и недропользования  в ходе которого были рассмотрены вопросы по увеличению площади геолого-геофизической изученности, привлечению инвестиций в отрасль ( в этом контексте,  констатировалось недостаточное инвестирование со стороны государства) и  реализации новых перспективных проектов.

Среди таковых, было особо отмечено открытое в 2024 году в Карагандинской области месторождение Куйректыколь, согласно прогнозным данным, имеющее внушительные запасы редкоземельных металлов, используемых в изготовлении полупроводников и мощных магнитов.

Второго апреля, с уточняющими данными в отношении месторождения Куйректыколь (и особенно его промышленного участка под названием «Жана Казахстан») выступила пресс-служба Министерства промышленности и строительства, согласно данным которой, месторождение является уникальным и не имеющим аналогов в Казахстане.

При этом, «Общие прогнозные ресурсы редкоземельных металлов площади «Жана Казахстан» до глубины 300 метров составляют свыше 20,0 млн тонн при среднем содержании суммы редкоземельных элементов порядка 700 г/т» — говорится в информации министерства.

Не трудно заметить, что в преддверии самаркандского саммита «Европейский Союз- Центральная Азия», данные о появлении на геологической карте Казахстана нового перспективного участка и соответственно- усилению ресурсной привлекательности республики (и соответственно, расширению возможностей для торга) были озвучены весьма и весьма вовремя.

Большая редкоземельная игра продолжается…


В конце декабря 2023 года вышла в свет концепция правительство по развитию отрасли РМ и РЗМ. И если сравнить с планами других стран, то складывается впечатление, что Казахстану достанется место поставщика сырья, но никак не готовой продукции.

Так в Китае, напомним, ведущего экспортера РЗМ и товаров с их содержанием, приоритетом являются глубокая переработка, защита внутреннего рынка и госмонополия на добычу и производство.

В США, которые в принципе не добывают РЗМ, упор делают на снижении импорта готовой продукции. Этому будет способствовать международное сотрудничество в плане увеличения поставок сырья для внутренней промышленности.  

Другими словами, шансы, что редкоземельные металлы не станут очередной сырьевой иглой казахстанской экономики, очень малы.

Собственно, сколько бы ни нашли в Казахстане критически важного для мировой экономики сырья, скорее всего, снимать сливки с наиболее перспективных месторождений будут иностранные компании.

На будущий отечественный рынок редких и редкоземельных металлов уже вошли американские, южнокорейские, китайские, немецкие компании. Интерес проявляют французы, британцы и австралийцы.

Вам также может понравиться

Оставить комментарий

АиФстан – это информационная площадка для встреч с соседями из стран Центральной Азии. Мы рассказываем о событиях, явлениях, фактах, которые позволяют лучше понять друг друга. Мы находим и сравниваем самое важное и яркое в жизни наших народов, чтобы найти общее.

 

Адрес: г. Алматы, 050000, Тулебаева 38/61, офис 702, этаж 7. Тел: +7 (727) 339-31-47. E-mail: aifstan@yandex.kz

@2024 aifstan.info. Все права защищены