Кризисные центры в Кыргызстане стали важным звеном в системе поддержки женщин, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах — от семейного до сексуального насилия. Именно здесь многие находят убежище от домашней агрессии, зачастую вместе с детьми.
Редакция 24.kg изучила, как функционируют эти учреждения и с какими вызовами они сталкиваются сегодня.
«В республике работают 16 кризисных центров, из них два муниципальные и находятся на гособеспечении. Один — в Бишкеке, второй — в Нарыне», — рассказала 24.kg заместитель министра труда, социального обеспечения и миграции Кыял Жанузакова.
Когда появилась потребность в кризисных центрах?
Идея их открытия в Кыргызстане возникла в 1990-х, когда в стране стали остро проявляться социальные проблемы, такие как семейное насилие, бедность и безработица. Начали появляться неправительственные организации и общественные группы, которые защищали права человека, помогали женщинам и детям, пострадавшим от насилия.
В 2000-х кризисные центры стали важной частью системы социальной защиты. С тех пор их количество значительно увеличилось, но проблема насилия в семьях пока остается актуальной.
«Постановлением правительства во всех местных органах власти создали комитеты по предотвращению насилия в семье. К сожалению, некоторые из них работают только на бумаге. В нашем обществе все еще стыдятся говорить о семейных проблемах и домашнем насилии. Многие молчат, поэтому комитеты не могут полноценно работать», — отметила замминистра.
В республике учащаются и случаи сексуального насилия. Пострадавшим также требуются особая поддержка и помощь.
«Для создания безопасной зоны и сохранения конфиденциальности пострадавших от сексуального насилия при поддержке ООН открыли «единое окно». Оно подразумевает под собой отдельное здание со специализированными кабинетами и помещениями для осмотра и получения показаний у жертв сексуального насилия. Там есть кабинеты для следователя и гинеколога. Последний оснащен необходимым медицинским оборудованием, предусмотрены комнаты для временного проживания женщин с детьми», — рассказала Кыял Жанузакова.
Как государство помогает выжить кризисным центрам
«В рамках государственного социального заказа ежегодно из госбюджета выделяют средства для поддержки центров. Объявляется конкурс по разным тематикам, в котором могут участвовать все кризисные центры. В 2024-м выделили 65 миллионов сомов, в 2025 году — 115 миллионов. На решение вопросов женщин, гендерного равенства и насилия выделили 27 миллионов сомов. В прошлом году было всего 12 миллионов сомов», — сказала замминистра.
В ближайшее время планируется провести круглый стол с участием представителей всех кризисных центров КР для обучения и правильного распределения средств государственного социального заказа.
Роль международных организаций
Международные организации, такие как ООН, активно поддерживают кризисные центры в Кыргызстане. Они проводят тренинги для специалистов и помогают поддерживать их работу. Такие организации часто финансируют проекты по борьбе с насилием в семье и помогают повышать осведомленность населения о доступных услугах.
Как помогают кризисные центры
«Аялзат» — кризисный центр в Бишкеке, который находится на государственном обеспечении. Он предоставляет:
• Приют и убежище
Многим женщинам и детям, которые пережили насилие в семье, важно найти безопасное место вдали от агрессора.
Для получения жилья и защиты в кризисном центре в большинстве случаев женщин с предоставлением охранного ордера направляют участковые милиционеры. Пострадавшей предоставляется временное убежище от одного до шести месяцев.
Если у женщины нет охранного ордера, она может прийти в кризисный центр и, заполнив соответствующие документы, получить временное жилье.
В кризисном центре «Аялзат» на сегодня живут 34 человека, из них 10 женщин и 24 ребенка.
• Курсы и обучение для женщин и детей
В центре женщин обучают шитью, рукоделию и заготовке полуфабрикатов. Все для того, чтобы они могли сами зарабатывать, снимать жилье и содержать детей.
Для детей проводят занятия с социальным педагогом. Летом они заняты в кружках по танцам и рисованию, которые находятся рядом с центром.
• Юридическая поддержка
Кризисные центры оказывают юридические консультации и помощь в оформлении исков и защите прав потерпевших.
• Психологическая поддержка и медицинская помощь
Психологическое восстановление играет ключевую роль в преодолении травм от насилия, депрессии или других тяжелых психологических состояний. С женщинами и детьми работают психологи.
Кризисный центр оказывает первичную медицинскую помощь, проводя осмотр и реабилитацию пострадавших от насилия.
Практически все кризисные центры сталкиваются с серьезными проблемами
1. Недостаток финансирования
«Аялзат», как и другие кризисные центры, особенно в сельских районах, сталкивается с нехваткой финансов для эффективной работы. Это ограничивает их возможности по предоставлению качественной помощи.
2. Общественные стереотипы
В некоторых случаях пострадавшие от насилия не могут обратиться за помощью из-за страха осуждения со стороны общества. Чувство стыда делает женщин менее решительными.
3. Нехватка специалистов
Психологические и юридические услуги в некоторых регионах могут быть ограничены из-за нехватки квалифицированных специалистов.
- «Кризисный центр в Ошской области за последний год принял около 300 женщин. В основном это жертвы семейного насилия, которые нуждаются в психологической, юридической и социальной помощи. К сожалению, у нас проблемы с текучестью кадров из-за маленькой заработной платы, есть проблемы и с нехваткой финансов», — рассказала 24.kg директор кризисного центра «Акылкарачач» Октомкан Абдылдаева.
Что делают для решения проблем
«Да, действительно, можно выделить данные проблемы. По деньгам государство ищет пути для решения вопроса посредством госсоцзаказов и с привлечением международных организаций. Нехватка специалистов в первую очередь связана с маленькой заработной платой и большим объемом работы. Министерство продолжит прилагать все усилия для скорейшего решения данных проблем», — отметила заместитель министра труда, социального обеспечения и миграции Кыял Жанузакова.