Месяц назад в ООН подсчитали, что мировые цены на говядину достигли максимальных значений за все время ведения статистики. Предпосылок для окончания «говяжьего кризиса» пока не наблюдается и согласно мрачным прогнозам, к декабрю рост цен составит еще 12-15 процентов.
Таджикистан. В росте цен виновато «прожорливое население»?
Первыми от новости об ограничении вывоза мяса из Казахстана предсказуемо обеспокоились в Таджикистане, где казахстанский импорт составляет порядка 60% от всего мяса, поступающего в республику.
В 2024 году Казахстан экспортировал в Таджикистан около 490 тонн говядины на сумму 1,4 млн долларов, что делает его основным партнером в этой категории.
Пока агентство статистики Таджикистана успокаивает население тем, что по их данным «За январь-август 2025 года в Таджикистане произведено более 164 тыс. тонн мяса в живом весе, что на 10,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года», однако полностью покрыть запросы внутреннего рынка без импорта будет весьма затруднительно.
Что же касается цен, то по официальным данным с начала года говядина подорожала всего на 10-12% (по неофициальным данным на 20-22%), при этом, годовой прирост цен составил не менее 28,5%.
Разъяснения чиновников на этот счет бывают самые разные. От уничтожения порядка 40% пастбищ, о чем еще в прошлом году заявлял руководитель ГУ «Пастбищно-мелиоративный трест» Сафарали Назаров, до… прожорливости самого населения.
Некоторое время тому назад, первый заместитель министра сельского хозяйства Машокир Назарзода объяснил повышение цен на мясо «ростом численности и, соответственно, резким увеличением потребностей населения, особенно в городах». Так уж совпало, что вскоре после озвучивания своего любопытного анализа, вызвавшего кстати довольно неоднозначную реакцию среди самого населения, чиновник был отправлен «на заслуженный отдых».
Примерную причину назвала на пресс-конференции в МСХ и его коллега, замминистра сельского хозяйства Нигина Анвари : «Мы обеспечиваем населения мясом, но причина непрекращающегося роста цен на него – резкое увеличение спроса населения и импорт кормов для скота из-за рубежа», — заявила чиновница, однако на уточняющие вопросы журналистов какие именно корма для скота, и из какой страны ввозятся в Таджикистан при этом по всей стране для скота заготавливаются сено, кукуруза и солома ответить затруднилась.
Как, впрочем, и прокомментировать ситуацию роста цен, при вроде как регулярно увеличивающемся поголовье скота…
В качестве мер по ценовому регулированию, министерство внутренних дел Таджикистана попыталось, начиная с весны нынешнего года проводить рейды по рынкам и магазинам, периодически задерживая продавцов за самовольное завышение цен на продукцию, выше рекомендованных правительством. Однако, судя по сообщениям СМИ, уже к лету нынешнего года количество подобных проверок снизилось до минимума.
В отличие от цен, которые, похоже, по-прежнему нацелены на максимум…
Кыргызстан. В надежде на административный ресурс.
Далека от стабильности мясная ситуация и в Кыргызстане, где в августе нынешнего года министерство экономики и коммерции КР объявило о введении временного государственного регулирования цен на говядину и баранину.
Как отмечается в документе — с 11 августа начинает действовать временный ценовой «потолок» на два вида мясной продукции — говядину и баранину, за исключением бескостного мяса.
Срок действия гос. регулирования цен составляет 90 календарных дней, то есть ориентировочно он будет действовать до восьмого ноября 2025 года включительно.
До этого, в Кыргызстане три раза вводились собственные ограничения на вывоз мяса: с 7 сентября по 28 ноября 2024 года, а также с декабря 2024 года по 10 января 2025 года. А с 31 января 2025 года по настоящее время приостановлена выдача разрешений на экспорт сельскохозяйственных животных (в первую очередь — крупного рогатого скота) в третьи страны.
Правда, от роста цен это не спасло. Основанный на официальной статистике сравнительный анализ цен на говядину в январе 2024 и 2025 годов, все равно показал ощутимую разницу.
Так, если в январе 2024 года килограмм говядины можно было приобрести в среднем за 558,29 сома, то в январе 2025-го средняя цена дошла до 655,6 сома. Разница составляла почти 100 сомов, что показывало рост около 17,4 процента.
В первой половине 2025 года, Кыргызстан зафиксировал значительное увеличение импорта замороженной говядины, который почти в четыре раза превысил показатели аналогичного периода 2024 года.
По данным Нацстата, в январе-июне 2025 года республика закупила 423 тонны замороженной говядины на сумму 1,7 миллиона долларов США. (Для сравнения, в первой половине 2024 года объем импорта составил всего 111 тонн на сумму 627 тысяч долларов)
Это объяснялось двумя факторами – недостатком местного производства и ценовой политикой: импорт замороженной говядины был более выгодным, как для бизнеса, так и для потребителей.
В результате крупного «вброса» импортной продукции, летом нынешнего года, по официальным данным цена на килограмм говядины снизилась до 616 сомов (по неофициальным, все равно колебалась от 630 сомов в регионах, до 650 на рынках Бишкека).
Об очередном снижении цен, местные власти поспешили объявить в сентябре, буквально через месяц после начала госрегулирования.
«В сентябре 2025 года наблюдается снижение стоимости говядины как части общей тенденции к стабилизации цен на ряд продуктов. За нарушение установленных цен на мясо с костями было выдано 20 штрафов и 10 предупреждений…» — бодро отчиталось управление торговли Бишкека.
При этом, что именно понималось под «снижением», было не совсем понятно. Ведь согласно информации, озвученной председателем службы антимонопольного регулирования при Минэкономики Жээналы Орозбековым в настоящее время цены на говядину в Кыргызстане установлены в пределах 700-710 сомов за килограмм в зависимости от региона (то есть, скажем так- они заранее устанавливались с небольшим инфляционным запасом).
Кстати, от злоупотреблений со стороны жадных продавцов даже это спасает не всегда:
«За нарушение мы применяем штрафы — 3 тыс сомов для физлиц и 5 тыс для юрлиц. При повторных нарушениях штраф до 13 тыс. сомов. Но у службы в каждом регионе по три-четыре сотрудника, и они физически не могут ежедневно охватывать все торговые точки. В таких условиях контроль требует поддержки со стороны местных органов самоуправления. А такая поддержка есть не всегда…», — пожаловался на трудности работы глава службы и пообещал, что тем не менее, его ведомство продолжит «тщательный мониторинг цен и работу с местными органами власти для предотвращения необоснованного роста стоимости мясной продукции».
Заодно, чиновник попытался объяснить и причины роста цен, которые, по его словам, во многом обусловлены внешними факторами:
«В соседних странах мясо стоит дороже: в Казахстане свыше 1000 сомов за килограмм, в Узбекистане около 900 сомов, в Таджикистане до 1200 сомов. Это влияет и на наш рынок. Минсельхоз ранее издавал указ о запрете экспорта живого скота, но не мяса. При этом ограничения на импорт мяса сняты, чтобы стабилизировать цены…»
Что же до причин внутренних, по расчетам Жээналы Орозбекова, в среднем по республике необходимо около 300 тысяч тонн мяса в год.
«С одного барана получают около 20 кг мяса, с одной коровы — примерно 250 кг. Чтобы обеспечить потребность страны, ежегодно нужно забивать около 1,2 миллиона голов скота. Но при этом, скот необходимо вырастить и откормить до убойного состояния, что напрямую влияет на себестоимость продукции…» — делился своими размышлениями чиновник.
Стоит отметить, что, во-первых, согласно данным ЕЭК, в первом полугодии нынешнего года Кыргызстан все-таки обходил по дороговизне мяса Казахстан (цены сравнялись примерно к началу сентября), а во-вторых, с учетом того, что средняя зарплата в республике является самой низкой в Евразийском экономическом союзе, даже цена в 616 сомов уже делала мясо говядины для многих жителей Кыргызстана весьма проблемным для покупки продуктом…
